Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по повышению уровня учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся (pdf)
НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОУ:
В рамках реализации «Дорожной карты» по формированию и
оценке функциональной грамотности в МБОУ «СОШ-детский сад» №36
проведены следующие мероприятия:
(2023/2024 учебный год)
-
Заседания ШМО по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности;
-
Заседание методического совета, направленного на кооперацию педагогов разных предметов для реализации программы формирования функциональной грамотности;
-
Родительское собрание «Функциональная грамотность ученика. Учимся для жизни» (онлайн).
-
Классные часы "Финансовая грамотность" (фотоотчет)
-
Занятия по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1-9 классах.
-
Занятия по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 10-11 классах.
-
Участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности в сентябре-декабре 2023 года (ссылка)
-
Проведение дол-игр по финансовой грамотности в октябре-декабре 2023 года (ссылка)
-
Проведение открытых уроков с использованием заданий по функциональной грамотности, в том числе в рамках Недель функциональной грамотности (фотоотчет)
-
Проведение занятий внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (фотоотчет)
-
Проведение мониторинга в 8-9 классах по функциональной грамотности (фотоотчет)
-
Проведение оценки функциональной грамотности с использованием портала "Российская электронная школа" с сентября 2023 года (фотоотчет)
ФОТООТЧЕТ о проведении:
Проведение оценки функциональной грамотности с использованием портала "Российская электронная школа":
Уроки и занятия внеурочной деятельности по функциональной грамотности:
Игры по финансовой грамотности:
Участие в онлайн-уроках финансовой грамотности:
Классные часы:
Мониторинги по функциональной грамотности:
Банк заданий:
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление ССЫЛКА
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) ССЫЛКА
Банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей ССЫЛКА